Давайте покопаемся в своём сердце и поймём, почему мы пренебрегаем интересами других людей, заставляем их принять наше мнение, объясняем им всё, бьём их по голове, чтобы они поняли, давим на них ментально? Почему мы так делаем? Потому что мы считаем себя выше, чем этот человек. Так как я более велик, то мои желания должны быть первыми, а так как он никто, так как он меньше, он ниже, он хуже, то зачем обращать внимание на его желания?
Помните как все устроено в боевых искусствах? Когда боксёры собираются подраться на ринге, что говорит им тренер про того человека? «Он враг, ты должен ударить его, убить его, сделай его». Разве можно человека ударить? Ну только если он совсем плохой человек. Поэтому надо дегуманизировать этого человека. Почему люди на войне стреляют друг в друга? Неужели они не понимают, что нельзя? Как они друг о друге думают? «Ненавижу. Это не человек. Это нелюдь просто». А иначе, если мы равны, если мы одинаковы, если мы одинаково ценны, разве можно применять насилие? Только если он недочеловек, если он ничтожен, ужасен.
Поэтому каждый раз, когда человек проявляет насилие, это значит, что он считает себя выше, чем другой человек, и на этом основании имеет право навязывать свою волю, своё желание другому. Поэтому источник насилия – непонимание ценности другого человека. В Библии есть такое утверждение: «Не делай человеку то, что не хочешь чтобы сделали с тобой». Оказывается, точно такое же утверждение есть и в «Махабхарате»: «Не делайте другому того, что не желаете получить сами». То есть, надо увидеть равенство, увидеть, что другой человек достоин такого же отношения к себе, как и мы. А забвение нашего единства даёт нам право проявлять насилие над другим человеком.
От чего зависит, вижу я ценность другого человека или нет? От моего мировоззрения. И обратите внимание, что мы даже на протяжении одного дня наблюдаем, как наше собственное мировоззрение меняется. Иногда, например, с утра, наше сознание полностью сосредоточено только на своих потребностях. Знаете, встаёшь, особенно если соседи в пять часов ночи решили встать, и внутри возникает такое чувство «радости» за соседей. И в таком сознании, сосредоточенном на себе, нам очень трудно видеть ценность других людей, нам не до сострадания к людям, не до «учитывания» их потребностей. Нам хочется просто объяснять всем, как они не правы, как они глубоко заблуждаются.
А бывает так, что наше сознание после завтрака немножечко расслабленное, и мы уже замечаем своих родственников, переживаем за них: «А как ты, покушал уже? Нет? А я уже. Тебе надо покушать». А бывает так, что после лекции, вдохновленные, мы начинаем замечать, что люди-то живые вокруг, надо их любить, это ноги и руки наши, мы родственники. Понимаете? Мы начинаем замечать кого-то вокруг себя. А бывает так, что мы замечаем даже, что есть не люди, а животные, и они тоже живые.
Я некоторое время назад был в Индии, и там мы ходили с друзьями в коровник, на санскрите звучит «гошала» – «дом коров». Там живут такие большие индийские коровы с длинными ушами, с горбом, похожие на облака – чистые, белые. Я поначалу их немножечко боялся. Большие такие ходят. Но потом я понял, что они там очень добрые, потому что их никто не ест. Все приходят туда и чешут их. Для этого существуют специальные щёточки. Им нравится, когда их чешут. А кому не нравится? Любому нормальному человеку нравится. И я их чесал, смотрел им в глаза и увидел, что они живые, у них разум в глазах, они как люди. В какие-то моменты мы начинаем замечать жизнь. Бывает такое? Летит комар, а там жизнь, такая же точно, как у меня. Может быть, он не такой умный, и он не знает, как пользоваться айфоном, но он живой. Замечали? Они все живые. Так же как и коровы, собаки, растения – там есть жизнь. И в этот момент прозрение того, что никому не надо причинять беспокойства. Потому что там есть равенство, мы понимаем, что там есть жизнь. Они живые. Так ведь?
Но когда сознание утреннее, спросонья, трудно распознать, что вообще есть еще кто-то живой, кроме меня. Поэтому такому человеку очень трудно не совершать насилие над другими людьми. Потому что только я жив, все остальные – это лишь антураж для меня, для моего существования.
Поэтому от состояния сознания зависит то, насколько человек проявляет в своей жизни принцип ненасилия, ахимсы. А больше всего этот принцип могут проявлять люди, которые достигли совершенства в духовном развитии.